Проведение судебных экспертиз

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний

18.2 Судебно-экспертное психолого-филологическое исследование

Судебная психолого-филологическая экспертиза – отрасль практической деятельности, направленная на изучение формы и смыслового содержания различного рода текстовых материалов с целью определения индивидуальных особенностей автора к формированию и передаче различного рода сообщений средствами устной и/или письменной речи, а также особенностей коммуникативного взаимодействия участников общения.

Объектами данного вида экспертизы являются:

  • тексты;
  • речь;
  • дискурс.

Объектами данного вида экспертизы являются:

  • тексты, запечатленные с помощью современных средств полиграфии, а также тексты интернет-коммуникации: книги, брошюры, публикации в средствах массовой информации, сообщения, обращенные к конкретной личности либо группе людей, выполненные в форме листовок, плакатов и так далее;
  • различные аудио-, видеозаписи;     
  • текстовые файлы, содержащиеся в памяти персональных компьютеров, компакт-дисках, флеш-картах, других электронных носителях, а также представленные на страницах сети Интернет и/или их распечатки;
  • личные обращения к конкретной личности, выполненные средствами устной или письменной речи (письма, выступления, аудио-, видеозаписи), а также опосредовано с помощью различных технических средств (телефонные переговоры);
  • отдельные речевые конструкции и/или выражения, характеризуемые неоднозначностью в определенной спорной ситуации.

Задачами судебной психолого-филологической экспертизы являются:

  • установление общей направленности текста, речи, их характеристика;       
  • определение формы изложения с точки зрения общедоступности донесения личностной авторской позиции, наличия/отсутствия в тексте скрытого, косвенного смысла;
  • определение стиля изложения исследуемых объектов, использования ненормативных выражений, а также негативных сведений, направленных на унижение чести и умаление достоинства личности;     
  • определение соответствия/несоответствия лексем, а также речевых конструкций нормам казахского, русского языка;
  • изучение используемой формы изложения и характера речевого обращения; степени использования речевых навыков: грамматических, стилистических, синтаксических и т.д.;
  • определение психологического аспекта воздействия представленных материалов на эмоциональную, волевую сферу, массовое сознание человека (группы людей);      
  • установление факта воздействия на человека различными средствами с целью формирования психологической зависимости от религиозной организации;
  • определение коммуникативного намерения говорящего; определения характера взаимоотношений участников разговоров (официальный, неофициальный);
  • определение коммуникативной позиции (активная, пассивная);       определение иерархических ролей коммуникантов (равноправные, неравноправные взаимоотношения);
  • выявление общих тем разговоров; определение наличия/отсутствия признаков побуждения к определенным действиям; определение наличия/отсутствия признаков угрозы; определение наличия/отсутствия определенного смыслового компонента; выявление эксплицитной (открытой) и имплицитной (скрытой, косвенной) информации.

Наши эксперты